В чужую семью отдай сына своего

У (адыгов) черкесов был распространен обычай отдавать собственных сыновей на воспитание в другую семью. Для современных родителей такой поступок кажется шокирующим, но эта традиция имела широкое распространение у адыгов с давних времен вплоть до XIX века.



Молодой убыхский князь и его аталык. Художник Г. Гагарин, 1-я половина XIX в. Здесь и далее иллюстрации из фондов Адыгейского музея.

Обычай передавать мальчиков на воспитание в приемную семью назывался аталычеством, а приемный отец именовался «аталык». Аталычество не устанавливало строгих возрастных границ: иногда мальчика отдавали аталыку сразу после рождения и возвращали в семью уже возмужавшим юношей. Есть и другие сведения: ребенка возвращали домой уже в 7-8 лет, или напротив, мальчик отправлялся к аталыку после достижения им 10-летнего возраста. Видимо, каждая семья решала этот вопрос индивидуально.

По словам историков, мальчиков отнимали от родной семьи «дабы не вкусить негу, на которую горячность родителей невольно иногда попускают», или говоря современным языком, чтобы не допустить превращения парня в маменькиного сыночка.

Считалось, что приемная семья воспитает мальчика в большей строгости, без поблажек и вольностей, допустимых в родной семье. К слову, девочек этот обычай обычно не затрагивал.



Тимур Наврузов. Предположительно 1920-е гг.

В ранние времена обычай аталычества соблюдался во всех слоях черкесского общества, но позже стал присущ только адыгской знати. Традиция широко распространилась среди адыгского дворянства, а обязанность аталыка была почётной и уважаемой. Согласно обычаю, семья имела право брать на воспитание только одного мальчика, причем чем богаче было семейство мальчика, тем больше имелось желающих стать его приемным отцом.

Аталык полностью возлагал на себя обязательства по содержанию, физическому и нравственному воспитанию мальчика, обучал его тонкостям сложного адыгского этикета, наездничеству, обращению с оружием и воинским навыкам. А настоящим родителям запрещалось видеть своего сына и даже интересоваться его судьбой.

Аталык воспитывал мальчика достаточно сурово, а вот приёмная мать должна была проявлять к воспитаннику заботу, словно к родному сыну. Часто аталык и его супруга становились для мальчика вторыми родителями, и даже вернувшись в родной дом, юноша поддерживал с приёмной семьей тёплые отношения, а с сыновьями аталыка на всю жизнь был связан братской дружбой.



Братья Бекух. Аул Шенджий, середина XIX в.

При возвращении юноши в родную семью устраивалось совместное торжество с песнями, танцами, угощениями и подарками. На прощание приемный отец дарил парню коня, одежду и оружие. В ответ аталык получал щедрые дары: коней, домашний скот, наделы земли и главное — покровительство знатного семейства. Часто бывало, что вернувшийся в отчий дом юноша долго не мог привыкнуть к настоящей семье, которую он не видел многие годы. Однако считалось, что такой суровый обычай аталычества играл большую роль в сплочении народа, в установлении добрососедских и родственных связей в черкесском обществе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *