Хорошая актриса, которую так и не полюбил зритель


Федосова не совсем обычный случай актерской практики. Часто можно столкнуться с тем, что девочка — припевочка на экране в жизни прожженная стерва, а комик-весельчак в реале сухой мизантроп.

Федосова же играла едких, одиноких, несчастных баб а-ля «Без слез не взглянешь», будучи веселой, компанейской и отзывчивой.

Экранный имидж Федосовой очень повредил ей в плане народной любви. Ее героини не источали уютной домашности Любови Соколовой или Марии Скворцовой (МОЛОДАЯ БАБУШКА). Героини Федосовой это, прежде всего, взмах на себя рукой, выжженность от неудавшейся любви, неверие в счастье. У них нет даже отрицательного обаяния. Федосова попала в востребованный типаж. Таких внешне неприметных, недоверчивых, недолюбленных женщин было много.



«БИТВА В ПУТИ»

Когда мать Федосовой умерла, отец остался с девятью детьми. Из-за тотальной нужды Надя в 15 лет устраивается в ФЗУ «Красный текстильщик». Нашла она себя в ЦПКиО массовиком-затейником. Там-то ее и заприметили театральные педагоги.

Ко времени поступления в институт Федосова уже плотно пребывала замужем. Кадровый военный Алексей Кувшинов пропал без вести в октябре 1941-го. Выпускница театрального училища пробивалась в искусство с ребенком на руках.

По окончании войны Федосова влилась в труппу театра на Таганке. Именно там она сыграла свои самые заметные сценические роли, заняв положение примы.

К сожалению, Надежда не смогла найти компромисс с Юрием Любимовым, который заняв пост главного режиссера, начал кроить из Таганки свой театр. В 1966 Федосова уволилась.

Ей уже хватало работы в кино.



«А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?»

Надежда ворвалась на экран в 1961 году, сыграв у Юлия Райзмана («А если это любовь?») и у Владимира Басова («Битва в пути»). У Райзмана она показала маму школьницы, застигнутой первой отроческой влюбленностью. Можно сказать, Федосова нашла себя с первых кадров: мать-одиночка, некогда обманутая и боящаяся, что дочь обманут, лихо лупцевала девушку на глазах всего двора. За омерзением, которое чувствовалось к героине читалась, тем не менее, ее судьба. Федосова без лишних слов-эпизодов, просто глазами, одеждой, забитостью, показала, — с чего ее мамаша именно такая. И это высший блеск актерского мастерства.

В фильме «У твоего порога» Федосова сыграла мать троих детей. По сюжету дом героини попадал в эпицентр боев осенью 1941 года. За эту роль актриса получила приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско.

С 1961 актриса делала по три-четыре картины в год. «Женщины», «Неуловимые мстители», «Первая любовь», «По тонкому льду»…


К сожалению, Федосова попала под типаж, и ни один режиссер не видел ее, например, пляшущей. В одном из интервью актрису прорвало, — она жаловалась на однотипность ролей, элементарность режиссеров, которым недосуг с актером даже порепетировать, выделяя среди массы Райзмана и Герасимова (у него Федосова блистательно сыграла анонимщицу Аникину в фильме «Журналист»).

Один из последних фильмов с участием Федосовой «Мачеха», где она сыграла мать героини Дорониной, опять бабу с отрицательной харизмой.

В силу сложившегося имиджа, Федосовой не выпало ролей, за которые зритель начал бы ее обожать. Но мастерства за ней стояло не меньше, чем за Телегиной, Урусовой, или Кравчуновской.



«МАЧЕХА»

На переходе к 1980-ым Федосова ушла из кино, не в силах полноценно работать, все-таки возраст…

Прожила еще 20 лет в кругу любящей семьи, дождалась правнучки и осталась в нашей памяти рядом полноценных актерских работ.

Источник ➝

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *